Что такое двигательный режим

Основные двигательные режимы в системе физкультурно-оздоровительной работы

Что такое двигательный режим

Двигательный режим – это обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.

Двигательный режим в массовой физкультуре отличается от такового в лечебной физкультуре тем, что направлен не столько на лечение заболеваний, сколько на устранение или смягчение остаточных их признаков, укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и работоспособности, привитие необходимых навыков и стремления к здоровому образу жизни.

От режима спортивной тренировки двигательный режим отличается тем, что не ставит своей целью достижение спортивных результатов. При всех режимах используются все 3 вида адаптации: развивающий, оздоровительный, коррегирующий.

Различают следующие виды двигательных режимов в массовой оздоровительной физкультуре:

1. Щадящий (или режим лечебной физической культуры).

2. Оздоровительно-восстановительный.

3. Общей физической подготовки.

4. Тренировочный.

5. Поддержание тренированности и долголетия.

Режимы отличаются друг от друга задачами и контингентом занимающихся.

Распределение занимающихся по группам для назначения двигательного режима

A. Здоровые (или практически здоровые) люди, достаточно физически подготовленные, в основном молодые и среднего возраста.

Б. Незначительные хронические заболевания, в фазе стойкой компенсации, без склонности к обострениям, не опасные в условиях физических нагрузок.

B. Хронические заболевания с частыми обострениями, недостаточной компенсацией при удовлетворительной или слабой физической подготовленности.

Г. Существенные отклонения в здоровье с неустойчивой ремиссией, отягощенный анамнез (перенесенные в прошлом, не менее 2-х лет назад, инфаркт миокарда, динамическое расстройство мозгового кровообращения, тяжелые травмы и др. серьезные заболевания, в том числе повлекшие за собой частичную утерю трудоспособности или инвалидность). Физическая подготовленность слабая или очень слабая.

Д. Регулярно занимающиеся лица старших возрастов и ветераны спорта без существенных отклонений в здоровье.

Первому режиму соответствует группа Г, частично – В; второму – В, частично – Б; третьему – А, частично Б; четвертому – А; пятому – Д (рис. 1).

Характеристика режимов

I. Щадящий, или режим лечебной физкультуры – один из методов лечения. Назначается врачом, выполняется методистом в больницах, поликлиниках, оздоровительных центрах, санаториях, частично индивидуально при предварительном подробном инструктаже больного.

Упражнения подбираются в зависимости от диагноза, периода болезни, состояния больного по программе ЛФК.

Если условия и состояние больного позволяют, наряду со специальными упражнениями следует включать и общеукрепляющие – ходьбу в медленном (до 70 шагов/мин) и среднем темпе (71-90 шагов/мин), начиная со 100 м, с ежедневным увеличением на 250-400 м в день, до 2 км, при частоте сердечных сокращений 90-110 уд/мин и восстановлением через 5-10 мин.

При хорошем состоянии можно переходить к ускоренной ходьбе (90-100 шагов/мин), а далее чередовать ускоренную ходьбу с медленным бегом. На 20-30 м ходьбы – 1-3 мин легкого бега. Если ЛФК проводится для устранения дефектов осанки, сколиоза, плоскостопия и т.п.

, при хорошем состоянии больного, а также при наличии необходимых условий (санатория, дома отдыха, оздоровительного центра и т.п.) арсенал используемых общеукрепляющих средств может быть расширен за счет лыж, плавания, подвижных игр, гимнастических упражнений без сложных снарядов и пр. Характер упражнений и величина нагрузки в каждом отдельном случае определяется совместно врачом и методистом ЛФК, постоянно контролируется состояние занимающегося и его реакция на нагрузку.

II.

Оздоровительно-восстановительный режим направлен не столько на лечение, сколько на устранение или смягчение остаточных явлений травм и заболеваний, дефектов телосложения, хронических заболеваний (при наличии таковых), доведение основных функциональных показателей до средней физиологической нормы, укрепление здоровья и повышение физической способности. Круг используемых средств расширяется, плотность занятий увеличивается. Уделяется особое внимание развитию или восстановлению утраченных физических качеств и навыков, но без значительных нагрузок.

Обязательны ходьба и бег – естественные движения человека, охватывающие большие группы мышц, благоприятно влияющие на дыхание, сердечную деятельность, сосуды, усиливающие перистальтику кишечника, предупреждающие развитие артрозов. Начинающим позволяется вначале медленная, затем средняя ходьба и при достаточной готовности – быстрая, являющаяся мощным факторном воздействием.

Очень быстрая ходьба (больше 130 шагов/мин) переносится тяжело и поэтому нецелесообразна. Если занимающийся хорошо переносит быструю ходьбу, можно считать, что он готов к бегу.

Занятия бегом предусматривают, в зависимости от состояния человека, 4 этапа: ускоренную ходьбу, чередование ходьбы и бега, переменный и гладкий бег с постепенным увеличение дистанции и в меньшей мере скорости. Пульсовой режим устанавливается тренером в зависимости от динамики состояния и возраста каждого занимающегося. Через 1-2 мин ЧСС не должно превышать 100 уд/мин.

Расширяется также круг общеукрепляющих и развивающих коррегирующих упражнений с учетом их влияния на организм и заинтересованности занимающихся – гимнастические упражнения без сложных снарядов, водные виды, лыжи, ближний туризм, подвижные игры невысокой интенсивности, тренажеры. Очень важны занятия на воздухе. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

Группы можно объединять следующим образом: сердечно-сосудистые заболевания и неспецифические заболевания органов дыхания; заболевания обмена веществ; периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Для повышения интереса допустимы внутри группы соревнования. Группы относительно здоровых людей можно формировать по возрасту.

Занятия проводятся при поликлиниках, диспансерах, ДСО, реабилитационных центрах, санаториях, индивидуально.

III. Режим общей физической подготовки рассчитан на практически здоровых физически подготовленных людей.

Цель – укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, устранение (при наличии таковых) нарушений, связанных с хроническими заболеваниями, повышение уровня физического развития, оптимизация физиологических функций, профилактика заболеваний, повышение сопротивляемости организма и его надежности.

Используются разносторонние физические упражнения с учетом их полезности и желаний занимающихся, в том числе и из арсенала отдельных видов спорта (легкая атлетика, лыжи, гимнастика, спортивные игры, плавание), а также аэробика, занятия на тренажерах, ближний туризм и другие оздоровительные виды.

Особое внимание уделяется развитию, поддержанию или восстановлению утраченных физических качеств, поддержанию интереса к занятиям. Объем и интенсивность нагрузки устанавливается тренером при консультации врача.

Допустимы элементы соревнований для поддержания интерес к занятиям, привития навыков здорового образа жизни, исключения вредных привычек. При формировании групп учитывается возраст и уровень подготовленности. Занятия 2-3 раза в неделю в секциях, «Группах здоровья» при спортивных комплексах, ДСО, восстановительных центрах, крупных промышленных предприятиях, учреждениях, учебных заведениях.

IV. Тренировочный режим объединяет здоровых, физически подготовленных людей, преимущественно молодых, ранее занимавшихся спортом либо готовящихся к этому.

В занятиях помимо достижения высокой устойчивости, надежности и сопротивляемости организма за счет циклических упражнений, общеразвивающих и коррегирующих упражнений включаются упражнения избранного вида спорта.

Цель занятий – повышение функциональных возможностей организма и его надежности при сохранении и укреплении здоровья и предупреждение заболеваний, развитие и поддержание физических качеств и навыков (особенно необходимых для избранного вида спорта), постепенный переход к спорту.

Занятия ведутся в соответствии с методическими указаниями спортивной тренировки, избранного вида спорта, но в целом с более низкими нагрузками и меньшей плотностью (пульсовой режим – до 150-160 уд/мин, 75-80% от максимально достижимого с учетом возраста, потребление кислорода – до 70-75% допустимого для данного возраста), большим удельным весом общей физической подготовки. Плотность занятий меньше, вводная и заключительная части удлиняются. Нагрузка постепенно увеличивается. Соревнования включаются в план подготовки. Особенно важен регулярный врачебный контроль в связи с достаточно высоким уровнем применяемых нагрузок. Занятия проводятся в соответствующих секциях или индивидуально 2-3 раза в неделю. Особое внимание уделяется процессу восстановления и реализации здорового образа жизни.

V. Режим поддержания тренированности и «спортивного долголетия» рассчитан на ветеранов спорта, желающих сохранить свое здоровье, физическую подготовленность и специальные навыки. Продолжается привычная тренировка, но с постепенным снижением объема и интенсивности.

Нагрузка разнообразна, но без ущерба для здоровья, с учетом возраста, с акцентом на поддержание наиболее страдающих в процессе возрастной инволюции функций и упражнений «своего» вида спорта.

Особенно важно предусмотреть упражнения на равновесие, требующие тонкой координации движений, подвижности в суставах, гибкости, напряжение и расслабление мышц, укрепление позвоночника, нервной системы, анализаторов.

Рекомендуется умеренный темп, осторожность при выполнении статических движений с опущенной головой, силовыми и максимальными нагрузками. Соревнования возможны, но при условии достаточной готовности к ним, в пределах своих возрастных категорий, без стремления к достижению максимальных результатов.

Надо помнить, что пожилые люди тяжело переносят тахикардию, поэтому пульс в процессе занятий не должен превышать 100-120 уд/мин. Особое внимание следует уделять периоду выхода из так называемого большого спорта, поскольку возможное резкое изменение нагрузки и условий жизни может оказаться далеко не безвредным для здоровья.

Таким образом, режим двигательной активности человека после прекращения специальных занятий спортом имеет, при прочих равных условиях, решающе значение для сохранения достигнутого в процессе тренировки высокого уровня здоровья и функциональных возможностей организма. Врачебный контроль в пожилом возрасте должен быть более частым и полным. Особое внимание следует уделять первичной и вторичной профилактике заболеваний.

Для лиц, организм которых в результате многолетней тренировки приспособлен к функционированию на определенном для него уровне, исключение физических упражнений из режима жизни более опасно, чем отсутствие таковых для людей, вообще в прошлом «не друживших» со спортом.

Относительная гиподинамия, наступающая после длительного периода повышенной двигательной активности, быстро нарушает выработанный в течение многих лет жизни оптимальный уровень и ритм физиологических процессов в организме, что особенно отрицательно сказывается на его состоянии и вызывает ряд регулятивных, а в дальнейшем и морфологических изменений.

Наибольший эффект занятий (если они рациональны) чаще всего обнаруживается в период формирования и старения организма.

Какова же в целом должна быть суточная двигательная активность взрослого здорового человека?

1. Утренняя гимнастика – 8-12 упражнений, охватывающих все основные группы мышц и суставов. Не доводить до утомления.

2. Ежедневная ходьба или бег – не менее 15-20 мин.

3. 2-3 раза в неделю занятия по избранному двигательному режиму.

4. Активно проведенный выходной день. Всего в целом 10-15 ч в неделю.

P.S. Сюда, конечно, надо вводить определенные коррективы в зависимости от характера и объема трудовых и бытовых нагрузок.

Эффективность занятия определяется по состоянию, отсутствию заболеваний и обострений, росту показателей физической подготовленности, работоспособности, посещаемости занятий и отношению к настроению, сну, аппетиту, взаимоотношениям дома и на занятиях.

Наибольший эффект занятий (если они проводятся регулярно) чаще всего обнаруживается в период формирования и старения организма.



Источник: https://infopedia.su/8x11ecb.html

Двигательные режимы в лечебной физической культуре

Что такое двигательный режим

Периоды лечебного применения физических упражнений.

Интенсивность физических упражнений в ЛФК.

Методика лечебной гимнастики.

1. В зависимости от заболевания должен учитываться характер упражнений, дозировка нагрузки, исходные положения. Исходные положения в ЛФК: лежа, сидя стоя, на четвереньках. Исходные положения зависят:

– от двигательного режима

– от функционального состояния больного

– от заболевания.

Крайне важно в лечебной физической культуре соблюдение следующих дидактических принципов:

– Оптимальный подбор физической нагрузки

– Подбор упражнений по характеру

– Соблюдение принципа – от простого к сложному.

В ЛФК применяются физические упражнения следующей интенсивности:

1. Упражнения малой интенсивности – для малых и средних групп мышц. Темп выполнения медленный и средний.

2. Упражнения умеренной интенсивности – для средних групп мышц. Темп выполнения средний и быстрый.

3. Упражнения средней интенсивности – для крупных мышц. Темп выполнения средний и малый.

4. Упражнения большой интенсивности – выполняются в среднем и быстром темпе, вовлекается большая группа мышц.

4. Упражнения с максимальной интенсивностью – в ЛФК применяются редко.

Различают три периода лечебного применения физических упражнений.

I период соответствует фазе мобилизации организмом физиологических механизмов борьбы с болезнью и фазе формирования временных компенсаторных механизмов.

Основные задачи лечебного применения физических упражнений в этот период – стимуляция физиологических механизмов борьбы с болезнью, содействие формированию наиболее полноценных временных компенсаций, профилактика осложнений, привитие навыков самообслуживания.

II периодсоответствует фазе обратного развитияизменений, вызванных болезнью и формированию постоянных компенсаций при необратимости этих изменений. Основные задачи ЛФК в этот период – содействие быстрейшей ликвидации морфологических и функциональных нарушений, а в некоторых случаях – формирование постоянных компенсаций (при ампутации конечности).

III периодсоответствует завершению периода выздоровления. Основные задачи ЛФК в этот период – ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений, восстановление адаптации к привычным бытовым и производственным мышечным нагрузкам, а при необходимости – закрепление сформированных постоянных компенсаций.

Под лечебными двигательными режимами в ЛФК понимают совокупность мероприятий, создающих наиболее благоприятные условия для лечения и реабилитации больных и повышающих устойчивость организма. лечебного режима определяется распорядком дня и объемом двигательной активности.

На стационарном этапе лечения выделяют следующие режимы:

1. Постельный, который делится на строгий постельный и облегченный постельный режим.

2. Палатный (полупостельный) режим.

3. свободный режим

На санаторном этапе в ЛФК используются следующие режимы:

1. Щадящий

2. Щадяще-тренирующий

3. Тренирующий

4. Интенсивно-тренирующий.

Постельный режим. Задача – преодоление психической подавленности, увеличение уверенности в выздоровлении.

В этот период особое внимание акцентируется на дыхательных упражнениях и упражнениях для мелких групп мышц – для улучшения периферического кровообращения и профилактики пролежней.

Длительность лечебной гимнастики 5-10 минут 2-3 раза в день. Занятия проводятся индивидуально, с малой амплитудой, пульс не должен повышаться.

Облегченный постельный режим – разрешено:

– активный прием пищи

– сидеть до 15 минут 2-3 раза в день

– лечебная гимнастика – от 10 до 20 минут для мелких и средних групп мышц, при этом увеличение частоты пуль не должно превышать 10%.

– соотношение ДУ к общеразвивающим – 1:1

Палатный (полупостельный) режим – больной находится в положении сидя с опущенными ногами до 50% всего времени, встает и ходит по палате, затем по отделению,

Занятия ЛФК только индивидуально до 10-25 минут, затем можно самостоятельно 10 минут. Упражнения с полной амплитудой, без задержки дыхания, повтор до 6-ти раз, соотношение ДУ к ОРУ 1:2, прирост пульса – до 20%.

Задачи ЛФК в этот период:

1. улучшение периферического кровообращения;

2. уличшение кровообращения в пораженном органе;

3. активация обмена веществ;

4. обучение рациональному дыханию;

5. предупреждение атрофии мышц и тугоподвижности в суставах;

6. формирование временных компенсаций;

7. тренировка вестибулярного аппарата, подготовка к вставанию

Свободный режим – цель – улучшение адаптации организма к возрастающим нагрузкам.

Задачи ЛФК – это задачи, решаемые при палатном режиме и дополнительно:

– укрепление мышц связочного аппарата;

– профилактика осложнений;

– подготовка к бытовым нагрузкам.

При свободном режиме больному разрешаются:

– прогулки на свежем воздухе 10 – 30 минут;

– ЛФК – 20-30 минут групповым методом;

– ФУ для всех групп мышц, постепенное усложнение упражнений;

– Прирост пульса – до 30%.

Щадящий режим – назначается в условиях санаторного лечения больным с заболеваниями ССС, при недостаточности кровообращения I и II степени, при язвенной болезни в фазе стихающего обострения.

Таким больным назначается дозированная ходьба по ровной местности 500 –1000 м, ближний туризм, элементы игр. Длительность занятий 30-60 минут, соотношение ДУ к ОРУ 1/3, 1/4 прирост пульса – до 40%.

Задачи ЛФК при щадящем режиме:

1. поднять эмоциональный тонус организма;

2. активизация обмена веществ;

3. улучшение кровообращения;

4. адаптация на более высоком уровне к бытовым нагрузкам;

Щадяще-тренирующий режим – назначается больным с менее выраженными органическими заболеваниями при отсутствии функциональных расстройств на санаторном этапе реабилитации. Задачи ЛФК такие же, как при щадящем режиме плюс расширение резервных возможностей организма пациента.

1. расширение арсенала средств ЛФК;

2. использование отягощений;

3. соотношение ДУ к ОРУ 1/4, 1/5;

4. увеличение прироста пульса до 50%.

Тренирующий режим – назначается больным с начальными формами органических заболеваний без функциональных нарушений и при достаточной физической подготовленности.

Цель – адаптировать больного к гигиеническим нормам двигательной активности, т.е. удовлетворить биологическую потребность в движении.

Литература:

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608 с.

2. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физкультуры. Под ред. С.Н.Попова. М., «Физическая культура и спорт», 1978.

Дорошко А.Г.

лекция .

Тема:

Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

1. Основные заболевания ССС.

2. Основные физиологические механизмы действия ФУ при заболеваниях ССС.

3. Средства, формы и методы ЛФК при ССС.

Заболевания ССС занимают одно из ведущих мест в клинике внутренних болезней. ССС – одна их важнейших систем, обуславливающих жизнедеятельность организма: его питание, обеспечение кислородом, распределение гормонов и других активных веществ.

Поэтому заболевания ССС характеризуются развитием функциональных отклонений не только сос стороны аппарата кровообращения, но и различных систем, находящихся с ним в тесной взаимосвязи: ЦНС, ДС, пищеварительной, эндокринной.

Заболевания ССС ведут к снижению функциональной деятельности всего организма, а нередко к преждевременной старости, инвалидности, смерти.

Факторы риска ССС заболеваний:

1. Неуправляемые – генетический фактор (наследственность)

2. Управляемые – артериальная гипертензия (повышенное АД), особенно диастолическое (нижнее) – выше 104 мм/рт.ст., гиперхолестериэмия (повышение холестерина в крови выше нормы ведет к атеросклерозу). Норма – 5,17 ммоль/л. Холестериновые бляшки ведут к изменениям стенок сосудов.

Ускоренному развитию атеросклероза способствует:

1. наследственность;

2. курение (спазмируются сосуды, разрушается витаминС);

3. чрезмерная умственная работа;

4. нарушение обмена микроэлементов (цинк, селен, железо) и витаминов (С, Д, Е) и увеличение меди.

5. избыточная масса тела;

6. нарушение усвоения углеводов;

7. нерациональное питание;

8. гиподинамия;

9. психоэмоциональный фактор;

10. профессиональный фактор (токи, поля, вибрация, шум, тяжелые металлы).

Основные заболевания ССС:

1. Ишемическая болезнь сердца, инфаркты, инсульты

2. Артериальная гипертензия (30%)

3. Воспалительные заболевания (миокардиты, ревматизм)

4. Функциональные поражения(нарушения частоты и ритма сердечных сокращений, аритмии, брадикардия (желудочки сердца сокращаются в своем, очень редком темпе, а предсердия в своем – очень частом).

Ишемическая болезнь сердца – это острое или хроническое поражение сердечной мышцы, вызванное уменьшением доставки крови в миокард в результате атеросклеротического процесса в сосудах. Это психосоматическое заболевание (не только тела, но и души).

Клинические симптомы:

1. Болевой синдром (в виде приступов, в виде тянущей боли в левой половине грудной клетки, боль под руку, под лопатку).

2. Посинение губ, конечностей, одышка.

3. Астенический синдром (слабость, нарушение сна, быстрое утомление).

При ИБС всегда развивается та или иная степень недостаточности кровообращения, т.к. ишемия приводит к снижению сократительной способности миокарда.

Три степени недостаточности кровообращения:

1 степень – субъективные симптомы недостаточности проявляются при значительных физических нагрузках (одышка, тахикардия). В покое нарушений гемодинамики нет.

2 степень – делится на

– недостаточность А – степени – наличие субъективной недостаточности уже на незначительные физические нагрузки. Характерно увеличение размеров сердца и недостаточность по большому и малому кругу кровообращения, которая приводит к застойным явлениям крови в легких или в печени и к нарушениям работы других органов. Появляются отеки на ногах.

– недостаточность В – степени – нарушение гемодинамики и в покое, и в движении. Появляется цианоз (синева), непроходящие отеки, дистрофия внутренних органов.

3 степень недостаточности – истощение, дистрофические поражения всех внутренних органов.

Источник: https://studopedia.su/10_14055_dvigatelnie-rezhimi-v-lechebnoy-fizicheskoy-kulture.html

Доклад

Что такое двигательный режим

Обеспечение оптимального двигательного режима

Дегтярёва Ю.В.

старший воспитатель

МДОУ «Ясли-сад №381 г. Донецка»

Дети в большинстве своём испытывают двигательный дефицит, то есть, количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Гиподинамия угрожает здоровью наших детей.

Сегодня мы поговорим о двигательной активности детей, её рациональном распределении в режиме дня для создания оптимального двигательного режима в ДОУ.

Начнём с рассмотрения терминологии.

Двигательная активность – суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.

Двигательная режим – совокупность двигательной активности данного человека в течение определенного периода времени.

Организация двигательного режима в ДОУ должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что существующий двигательный режим в дошкольных учреждениях лишь на 50 – 60 % позволяет удовлетворить естественную потребность детей в движении.

Нормативные требования к организации двигательной деятельности дошкольников прописаны в СанПиН.

Двигательный режим. Двигательная активность. Здоровье.

Детский сад должен организовать ребенку оптимальный двигательный режим в течение всего пребывания его в детском саду. В основе двигательного режима лежит двигательная активность. Превышение пределов максимума и недостаточная двигательная активность ниже минимума (болезнь – гипокинезия) отрицательно влияют на здоровье.

Влияние двигательной активности на здоровье.

  • повышение устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • рост физической работоспособности;
  • нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появление положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Условия оптимального двигательного режима в ДОУ.

Активная двигательная деятельность в режиме дня должна составлять 3,5 – 4 часа в день.

Двигательная активность детей в дошкольном учреждении условно делится на:

  • строго регламентируемую (ООД по физическому развитию),
  • частично регламентируемую (физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня, физкультурные досуги, праздники)
  • нерегламентируемую, т. е. самостоятельную.

Организованная образовательная деятельность по физическому культуре и плаванию является основной формой обучения двигательным навыкам; направлена на развитие оптимальной двигательной активности детей и решение комплекса оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.

Эффективность ООД по физической культуре и плаванию определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:

  • удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
  • обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для каждого возраста физические нагрузки;
  • формирование и развитие двигательных умений и навыков;

ООД по физической культуре проводится 3 раза в неделю (2 в спортивном зале, 1 на улице в каждой возрастной группе), продолжительностью соответственно программным требованиям. Структура определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка.

Для успешной реализации программного содержания ООД в спортзалах и бассейне необходим набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность, создать обстановку психологического комфорта.

Отдельную нишу в двигательном режиме занимают физкультурно-оздоровительные мероприятиям. К ним относятся:

  • утренняя гимнастика,
  • подвижные игры,
  • физические упражнения во время прогулок,
  • физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой,
  • гимнастика после дневного сна,
  • корригирующая гимнастика,
  • индивидуальная работа.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ и подготавливает дошкольников к последующей нагрузке.

традиционного типа утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы.

Помимо утренней гимнастики и определённого числа ООД по физической культуре в неделю, в течение дня обязательно отводится время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий.

Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста увеличивают двигательную активность и обогащают двигательный режим и планируются в различное время дня (утренняя и вечерняя прогулка) в соответствии с режимом каждой возрастной группы.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10 – 15 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 20 – 40 минут (в зависимости от возрастной группы) в остальные дни.

Вечером подвижным играм и физическим упражнениям отводится от 6 до15 минут.

Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне; Проводятся в процессе проведения ООД на начальном этапе утомления, занимая от 1 до 2 минут времени.

Динамические паузы проводятся в перерывах между двумя видами ООД, могут проводиться в виде подвижной игры или упражнений продолжительностью до 5 минут.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами облегчает пробуждение детей, поднимает мышечный тонус и способствует профилактике нарушения осанки и стопы.

Немаловажное место в двигательном режиме занимают физкультурные праздники и досуги. Они являются одной из форм активного отдыха детей и позволяют реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнив дефицит двигательной активности. В программу включаются физические упражнения, комплексы ритмопластики, танцы, подвижные игры, эстафеты, песни, стихи и т.д.

Один раз в месяц организуются физкультурные досуги 1 раз в месяц, физкультурные праздники 2 – 3 раза в год, День здоровья – 1 раз в месяц, неделя здоровья во время зимних каникул.

Отдельное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, дающей широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Этот вид деятельности организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Самостоятельная двигательная деятельность осуществляется под руководством или наблюдением воспитателя.

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространства, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей.

Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании играет немаловажную роль, тем более, если ребенок имеет какие либо физические нарушения в развитии, например нарушение ОДА: воспитатель создает предметно-развивающую среду для физического развития дошкольников.

Оборудование, изготовленное воспитателями, предназначено для организованной и самостоятельной деятельности детей 2-7 лет в помещении и на воздухе, в семье и детском саду. Оно эффективно для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки.

Подводя итог можно сказать, что двигательный режим в учреждении должен являться средством укрепления здоровья и повышения работоспособности детского организма.

Поэтому первостепенной задачей педагогов ДОУ является создание оптимальных условий для двигательного режима всех видов активности и опорой на требовании ГОС ДО, программы и СанПиНа.

Литература:

  1. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение».1978. 272с.

  2. Е.Н.Вавилова. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М. «Просвещение».1983.144 с.

  3. Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова. Воспитателю по физической культуре в дошкольных учреждениях. М. «Академия».2002.316 с.

  4. Э.Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду. М. «Мозаика-Синтез». 2009.95с.

  5. Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова, В.В.Горелова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. «Владос».2008.271с.

  6. СанПиН 5.5.2.008-01 Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса

  7. Теория и методика физической культуры дошкольников. Под редакцией С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. М.: «Сфера». 2008.653 с.

Источник: https://infourok.ru/doklad-obespechenie-optimalnogo-dvigatelnogo-rezhima-4079166.html

Двигательный режим. Физкультурные занятия

Что такое двигательный режим

Юлия Мехонцева
Двигательный режим. Физкультурные занятия

Актуальность темы.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве.

Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью,определение которой звучит угрожающе: «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве.

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека, именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей, здоровье зависит от их двигательной активности.

Если исходить из научных положений о том, что недостаточный объем двигательной активности приводит к значительным негативным последствиям в формировании растущего детского организма, то есть необходимость более детально рассматривать необходимость повышения и оптимизации двигательной активности у детей.

Задачи работы:

Одним из главных условий полноценного воспитания и развития личности дошкольника является правильно организованное физическое воспитание.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, является условием его нормального формирования и развития.

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.

Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года.

Двигательный режим – совокупность двигательной активности человека в течение определенного периода времени.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА (двигательной активности, основное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. ДА дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Режим двигательной активности

на примере

подготовительной к школе группы

Виды занятий Частота Особенности организации Ответственные Компоненты деятельности

Утренняя гимнастика Ежедневно Музыкальный зал 10-12 мин

Летом на открытом воздухе Воспитатель, музыкальный руководитель Создают условия для спонтанной двигательной активности в группе и на территории детского сада для переживания «мышечной радости» проводят двигательные пятиминутки после интенсивной интеллектуальной нагрузки в течение дня.

Физкульт-минутка Ежедневно по мере необходимости 3-5 мин Воспитатель, младший воспитатель

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно подгруппами 1 – 2 половина дня прогулка длительность

до 30 мин Воспитатель

Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно Во время прогулок 1-2 половина дня Воспитатель, младший воспитатель, специалисты

Гимнастика после сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами Ежедневно Не более 10 мин;

Контрастные воздушные ванны 2-3 раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей Воспитатель, младший воспитатель

Закаливание Ежедневно Перед дневным сном в течение 10 мин, назначение врача Ст. медсестра, воспитатель, младший воспитатель Обеспечивают систематичность, качество проведения закаливающих процедур. Консультируют родителей по профилактике заболеваний в домашних условиях

Двигательная разминка Динамический час

3 раза в неделю До 10 мин с преобладанием статических поз во время большого перерыва между занятиями

Воспитатель

Ритмическая гимнастика элементы 2 раза в неделю Музыкальный зал 20 минут

2 раза в неделю Воспитатель, музыкальный руководитель

Оздорови-тельная гимнастика

*Зрительная

*Дыхатель-ная

*Артикуля-ционная

*Пальчико-вая Ежедневно 3-5 мин

1-2 половина дня групповое помещение Воспитатель

Физкультур-ные Музыкаль-ные занятия По расписа-нию режима дня 30 мин Воспитатель, музыкальный руководитель Соблюдают программные и возрастные требования при организации и проведении физкультурных занятий и утренних гимнастик.

Самостоя-тельная двигательная деятельность Ежедневно Под руководством воспитателя в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Воспитатель, младший воспитатель

Каникулы 2 раза в год Зимой, летом Воспитатель, специалисты

Оказывают необходимую консультатив-ную помощь родителям с целью формирования у детей интереса к систематическим занятиям спортивными упражнениями. Осуществляют индивидуальный подход к детям с ослабленным здоровьем.

Физкультур-ный досуг 1 раз в месяц В помещении совместно со сверстниками одной- двух групп длительность

30 мин Воспитатель, специалисты

Физкультур-но-спортивные праздники 2-3 раза в год 75-90 мин внутри детского сада совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения Воспитатель, специалисты

Участие родителей в физкультур-но-оздорови-тельных массовых мероприя-тиях ДОУ По мере необходимости При подготовке досугов, праздников, определяются воспитателем Воспитатель, специалисты

Оздорови-тельный бег 2-3 раза в неделю Подгруппами по 5-7 человек во время прогулки (безветренно)

3-7 мин

Воспитатель

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/dvigatelnyi-rezhim-fizkulturnye-zanjatija.html

Доктор Дмитриев
Добавить комментарий