Пульс ребенка 10 лет после 5 приседаний

Каким должен быть пульс у детей разных возрастов?

Пульс ребенка 10 лет после 5 приседаний

Нормы пульса у детей значительно выше взрослых из-за особенностей развивающегося организма. Ориентируясь на них, можно своевременно заподозрить развитие аритмии.

Учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС) характерно тахикардии, а замедление – брадикардии. Оба нарушения могут быть физиологическими или патологическими, в зависимости от причинного фактора.

При их выявлении необходимо показать ребенка лечащему врачу во избежание развития осложнений.

Возрастные особенности

ЧСС не является постоянным параметром и зависит от многих факторов, поэтому при определении допустимой нормы у детей нужно учитывать такие нюансы:

  • физическая активность;
  • наличие прочих патологий;
  • реакция организма на погодные условия;
  • психоэмоциональное состояние.

Наибольшее количество ЧСС у новорожденных. Их сердце бьется в 2 раза быстрее, чем у взрослых людей. Уже к годовалому возрасту показатель начинает снижаться. Ближе к 15 годам норма ЧСС стабилизируется. Учащение сердцебиения наблюдается лишь после 50 лет, когда вступают в силу возрастные изменения.

Недоношенным грудничкам характерен лабильный пульс. Любые нагрузки (крик, кормление, стресс) способствуют учащению ритма сердца. Проводить его измерение желательно утром, так как сон помогает расслабиться. Если ребенка привели к врачу, то подсчитать ЧСС нужно в самом начале осмотра.

Помимо подсчета количества пульсовых волн в минуту, маленьким детям измеряют частоту дыхательных движений (ЧДД). Подобный показатель важен для оценки развития ребенка. Новорожденные дышат примерно 50-60 раз в минуту. Пятилетний малыш уже совершает не более 30 дыхательных движений за аналогичный промежуток времени.

Учащение количества ударов сердца в минуту в подростковом возрасте связано с повышением гормональной активности на фоне периода полового созревания. Любые стрессы и перегрузки на фоне гормональной активности вызывают изменения в ЧСС. Ребенок начинает ощущать признаки аритмии в сочетании с симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД). По мере взросления его состояние нормализуется.

По мнению известного педиатра Е. О. Комаровского, незначительное отклонение ЧСС от нормы свойственно фактически всем детям. Оно не должно считаться опасным, потому как зачастую связано с тренировками, стрессами, конфликтами в семье и прочими факторами. С возрастом организм малыша станет крепче и будет стойко противостоять различным раздражителям.

Влияние физических нагрузок

Во время занятий спортом повышается ЧСС. Например, после 20 приседаний или при ходьбе она поднимается примерно на 15-20%. Родители должны следить, чтобы пульс оставался в рамках нормы. Для ее определения необходимо вычесть из 220 возраст юного спортсмена. Полученное значение является максимально допустимым. Если пульс приближается к нему, то следует отдохнуть.

На фоне тахикардии может незначительно подняться кровяное давление, что проявится соответствующей клинической картиной. Возвращение показателей в норму должно произойти через 10-15 минут отдыха. Если ЧСС сохраняется на прежнем уровне или уменьшается крайне медленно, то необходимо пересмотреть программу тренировок.

Первоначально лучше начать с базовой зарядки и постепенно добавлять в нее новые упражнения. Желательно обратиться к педиатру, чтобы он посоветовал, как правильно повышать нагрузку.

Самостоятельно рассчитать ее можно по методу Карвонена, зная пульс до занятия и перед его завершением. Если параметры совпадают, то следует подкорректировать тренировочную программу.

Минимальная ЧСС высчитывается по формуле: ((220 – возраст) – ЧСС до тренировки) * 0,5.

Особенности подсчета пульса

Опытные родители понимают, что важно знать не только каким должен быть пульс у ребенка, но и особенности его определения. Замер проводится 3 способами:

СпособОписание
ПальпацияИзмерение проводится путем прикладывания пальцев на артерию, расположенную близко к коже. У новорожденных подойдет сонная и височная артерия, а у малышей старшего возраста лучевая. Подсчет пульсации проводится в течение 30 секунд. Затем полученный результат умножают на 2.
Специальная аппаратураЭлектронные тонометры, пульсометры и сфигмографы самостоятельно определяют ЧСС.
АускультацияКоличество сокращений выслушивается с помощью стетоскопа.

Ребенок должен лежать во время проведения измерения во избежание искажения результатов. Оценить пульсацию можно по таким критериям:

  • наполненность сосуда;
  • степень напряжения.

При отсутствии патологий интервалы между пульсовыми волнами одинаковые, ритм стабильный, сосуд наполнен, напряжение умеренное. Наличие подозрений или несоответствие любому из критериев становится поводом для похода к врачу. Он расскажет, какой пульс в норме должен быть у ребенка, и проведет осмотр, на основании которого опровергнет или подтвердит наличие сбоя в сердцебиении.

Особенности брадикардии

Замедление пульса ниже 50 ударов в минуту говорит о наличии брадикардии. Для нее характерны следующие признаки:

  • артериальная гипотензия (низкое давление);
  • побледнение кожного покрова;
  • общая слабость;
  • приступы головокружения.

Редкие приступы особо не навредят ребенку, но если они случаются часто, то повышается вероятность развития сердечной недостаточности. Изменить ситуацию может своевременно оказанная помощь.

Делится аритмия на патологическую и физиологическую форму. Первая возникает по таким причинам:

  • миокардит;
  • инфаркт миокарда;
  • высокое внутричерепное давление;
  • гипотония;
  • воздействие медикаментов;
  • гипотиреоз;
  • блокада сердца.

Физиологическая брадикардия является следствием влияния следующих факторов:

  • длительное пребывание на холоде;
  • воздействие на рефлекторные зоны;
  • постоянные физические нагрузки.

Лечить следует только патологическую брадикардию. Ее физиологическая форма пройдет самостоятельно, если устранить раздражающий фактор.

Особенности тахикардии

При учащении сердцебиения даже в состоянии покоя речь идет о патологической тахикардии, которая возникает по таким причинам:

  • инфекционные заболевания;
  • онкологические патологии;
  • сбои в гормональной системе;
  • ишемия сердца;
  • патологии нервной системы;
  • гипертоническая болезнь;
  • пороки развития.

Если пульс стабилизируется после 5-10 минут отдыха, то значит, ребенка беспокоит физиологическая форма тахикардии. Она является следствием таких факторов:

  • влияние высокой температуры;
  • боль;
  • стрессы;
  • воздействие препаратов;
  • физические перегрузки.

Сопутствуют учащенному сердцебиению следующие симптомы:

  • нехватка воздуха;
  • неконтролируемый страх;
  • пульсация шейных сосудов;
  • одышка;
  • артериальная гипертензия;
  • головокружение;
  • бессонница;
  • боль в области сердца;
  • раздражительность;
  • ощущение сердцебиения.

Физиологическая тахикардия считается нормальным явлением, так как сохраняется синусовый ритм и приступ проходит самостоятельно. Родителям достаточно оградить ребенка от раздражающего фактора. Значительно опасней ее патологическая форма. Для нее характерно быстрое развитие осложнений. Лечение будет направлено на устранение причины.

Таблицы допустимых пределов по возрасту

На количество ударов сердца в минуту влияют возрастные изменения. Норма пульса у ребенка 5 лет уже в полраза меньше, чем у новорожденного. Связано данное явление с постепенным развитием организма. С годами сердечная мышца увеличивается и ей уже не нужно сокращаться так часто, как раньше. ЧСС стабилизируется и изменяется лишь под влиянием различных факторов.

Увидеть, какой пульс в норме по возрастам должен быть у детей, можно в таблице:

ВозрастСредние показатели
До 4 недель120-145
От 1 до 12 месяцев115-135
1-2 года110-130
2-3 года105-120
3-5 лет100-110
5-7 лет95-105
7-10 лет90-100
10-1570-90

Услышать сердцебиение можно даже у плода, развивающегося в утробе матери, с помощь аппарата ультразвукового исследования (УЗИ). Нормы по сроку беременности обычно следующие:

СрокЧСС
До 1,5 месяца75-90
1,5-2 месяца100-150
2-2,5 месяца150-190
От 3 месяцев135-155

Норма пульса у ребенка быстро меняется по мере роста. Стабилизация происходит ближе к 15-16 годам. Зная, сколько пульсовых волн должно быть в минуту, можно избежать развития многих болезней и своевременно выявить аритмию.

При обнаружении симптомов тахикардии или брадикардии необходимо показать ребенка педиатру или кардиологу, чтобы специалист провел осмотр и назначил обследование. Полученные результаты помогут определить причинный фактор.

Источник: https://MirKardio.ru/proyavlenie/tipichnye-proyavleniya/kakoj-dolzhen-byt-puls-dolzhen-byt-u-rebenka.html

Таблица нормы пульса у детей

Пульс ребенка 10 лет после 5 приседаний

Пульс и давление – одни из самых важных значений, которые необходимы при выявлении многих заболеваний.

По характеру их изменений можно многое сказать о состоянии сердечно-сосудистой системы и организма человека в целом.

Показатели сердечного ритма и давления у детей обычно отличаются от взрослых значений, поэтому стоит знать об особенностях пульса у детей – таблица по возрастам поможет лучше в них сориентироваться.

  • Нормальные показатели у детей
  • Что делать при нарушениях пульса?

Норма пульса у детей зависит от возраста. Данный показатель говорит, сколько ударов в минуту совершает сердце, для взрослых оптимальным значением является показатель от 60 до 90 ударов в минуту.

Ритм сердца может ускоряться под влиянием физической нагрузки, из-за эмоционального и умственного напряжения, по другим причинам.

Если пульс постоянно повышен, то говорят о тахикардии, если наоборот, это значит, что у человека брадикардия.

Артериальное давление – еще один крайне важный показатель. В сочетании со значениями ритма сердца он дает наиболее полную картину здоровья сердечно-сосудистой системы. Давление обычно измеряется двух типов – систолическое (верхнее) и диастолическое (нижнее). Оба показателя крайне важны – по разнице между ними также можно судить о здоровье человека.

Стоит помнить, что нормальные показатели могут быть своими для каждого человека. Поэтому если у ребенка на протяжении длительного времени выявляют отклонения от нормы при измерениях, нужно обязательно пройти обследование и убедиться, что нет никаких серьезных патологий.

Вероятно, отклонения от нормальных значений могут быть допустимы, если при этом ребенок не начинает чувствовать себя плохо. Беспокоиться нужно обязательно, если возникают следующие симптомы:

  • головокружения, головные боли, нарушения координации;
  • проблемы с дыханием, боли в области груди, особенно с левой стороны;
  • ухудшение зрения, «мушки» и «звездочки» перед глазами;
  • быстрая утомляемость, нарушения сна, снижение выносливости;
  • бледность, озноб, холодные конечности.

Важно! При тахикардии и других нарушениях ритма сердца нужно обращаться к кардиологу либо к педиатру, если причина подобного состояния может быть в другом.

Вызывать колебания пульса могут не только сердечные болезни. Ритм сердца и давление у ребенка могут нарушаться при эндокринных заболеваниях и патологии нервной системы. В каждом отдельном случае требуется полноценная диагностика.

Нормальные показатели у детей

Чем младше ребенок, тем выше у него частота пульса. Со временем, к 12–15 годам, у каждого ребенка показатели приближаются к взрослым – 60–90. До этого повышенный ритм сердца является абсолютно нормальным состоянием.

После пяти приседаний или какой-либо иной незначительной нагрузки он может возрасти на 5–15 пунктов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

У новорожденных пульс обычно огромен, и в целом данный показатель зависит от размеров человека и объема его сердца. Чем он меньше, тем быстрее ритм сердца.

С давлением иная ситуация. Чем младше ребенок, тем меньше у него артериальное давление. С возрастом оно постоянно растет. Периодически его советуют измерять во время профилактических медосмотров. Любые отклонения от норм развития могут говорить о появившейся патологии.

В целом, чтобы легче было ориентироваться в показателях, их можно представить в виде таблицы по возрастам:

ВозрастПульс в ударах в минутуАртериальное давление
До одного месяца110–17060–80/40–50
От месяца до года100–16080–85/45–50
1–2 года95–15590–105/50–60
2–4 года90–145
4–5 лет85–125
5–8 лет80–12095–115/55–65
8–10 лет70–100
10–12 лет60–100105–120/60–70
12–15 лет60–90

Это максимально нормальные показатели для каждого возраста. Если вдруг обнаруживается отклонение, обязательно нужно смотреть, почему оно возникло. В большинстве случаев никаких особых нарушений не выявляется, однако лучше всего подстраховаться.

Стоит помнить, что у подростков чаще возникают различные колебания показателей. Это связано со многими факторами. В первую очередь, колебания ритма сердца и артериального давления у подростков связаны с периодом полового созревания.

Из-за влияния гормонов на организм и постоянного роста, возникают различные нарушения. Чаще всего они объединяются в синдром, который называют вегето-сосудистой дистонией.

Данный комплекс симптомов крайне характерен для людей подросткового возраста.

Также у многих школьников скакать пульс и давление могут из-за нагрузки, физической и умственной, которую они получают при обучении. Сильное эмоциональное и физическое напряжение всегда приводит к колебаниям ритма сердца и давления.

Во сне пульс у ребенка должен обязательно падать и понижаться до нижней границы нормы. Если этого не происходит, будут возникать различные нарушения сна, может возникать бессонница или наоборот провоцироваться постоянная сонливость.

Важно! Чтобы во время сна не было никаких нарушений, советуют не есть на ночь плотно, физические нагрузки и какие-либо занятия нужно прекращать за час–два до отправления ко сну. В противном случае уснуть будет крайне сложно.

Что делать при нарушениях пульса?

В первую очередь стоит обратиться к врачу. Начать можно с педиатра. Нужно точно описать специалисту симптомы, присутствующие помимо нарушенных показателей ритма сердца. Должно быть назначено полноценное обследование, в процессе которого можно будет выявить причину нарушений.

Если нужно срочно поднять пульс, существует несколько методик, подходящих для детей. В первую очередь можно сделать зарядку – достаточно нескольких минут не очень интенсивных упражнений.

Также можно принять контрастный душ, выпить крепкого чаю с сахаром и лимоном. Какие-либо препараты давать ребенку не стоит. Могут быть полезны следующие специи: корица, гвоздика, тмин.

Гвоздику и корицу можно добавить в чай в маленьких количествах. К чаю можно предложить мед и грецкие орехи.

Если ритм сердца, наоборот, слишком велик, его нужно понизить. В первую очередь следует успокоить ребенка, ему нужно прилечь, выпрямив спину, и глубоко дышать.

Можно сделать некрепкий зеленый чай с мятой. Также ребенку рекомендуют дать настойку или какие-либо другие препараты на основе пустырника, валерианы, шалфея. Подобные средства помогают снизить пульс.

Другие медикаменты давать ребенку не следует.

Если пульс резко падает у новорожденного, у ребенка наблюдается ухудшение состояния и, несмотря на предпринятые меры, возникает предобморочное состояние, то стоит вызвать «скорую помощь». Особенно важно сделать это, если наблюдается температура, отеки, высыпания на коже, другие симптомы.

Источник: https://gipertonia03.ru/puls-u-detej-tablitsa-po-vozrastu.html

Норма пульса после 5 приседаний у подростка 9лет

Пульс ребенка 10 лет после 5 приседаний

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 7

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 8

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 9

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 10

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 11

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 12

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 13

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 14

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 15

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 16

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 17

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 18

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Page 19

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

0

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

1

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

2

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

3

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

4

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

5

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

6

Помогите пожалуйста с географией. заранее большое спасибо.1.назовите составные части апк?2.чем отличается сельскохозяйственное производство от промышленного?3.в чем разница между интенсивным и экстенсивным путями развития сельского хозяйства?4.что такое мелиорация? приведите примеры мелиорации земель.

Источник: https://znanija.site/okruzhayushtii-mir/27278072.html

Нормальные показатели пульса у ребенка

Пульс ребенка 10 лет после 5 приседаний

Пульс – колебание стенок сосудов (артерий), распространяющееся от аорты в ответ на изменение внутри нее количества крови и давления на протяжении сердечного цикла. Эти толчки синхронны с систолой желудочков и в норме равны ЧСС. Основной метод определения частоты и ритмичности пульса – пальпаторное исследование больших артерий (лучевых, сонных, бедренных, подколенных).

Показатели пульса напрямую зависят от работы сердца, которое в детском возрасте отличается от взрослого анатомо-физиологическими особенностями.

Орган новорожденного имеет большую массу относительно тела. При этом размер желудочков меньше предсердий. Вследствие этого при каждом их сокращении в аорту выбрасывается малое количество крови. Потому для обеспечения необходимого кровотока сердце вынуждено работать быстрей.

В первые три года жизни масса миокарда возрастает в 3 раза, а к 15 годам – в 10. У мальчиков его размеры больше чем у девочек. При этом разные отделы сердца растут неравномерно:

  • до 2 лет – преимущественно предсердия;
  • 2-10 лет – все отделы;
  • с 11 лет – в основном желудочки.

У детей исследование пульса оптимально проводить во время сна или покоя, поскольку ЧСС в этом возрасте отличается высокой лабильностью и может сильно ускорятся от волнения, минимальных физических нагрузок, движений, после пробуждения, при повышенной температуре вследствие болезни.

Техника пальпации пульса на лучевой артерии:

  1. ЧСС определяют на обеих руках одновременно.
  2. Руки пациента обхватить в области лучезапястного сустава так, чтоб указательный, средний и безымянный пальцы оказались на лучевой артерии.
  3. Ребенок должен быть спокойным, расслабленным, руки расположены на уровне сердца без напряжения.
  4. Кончиками трех пальцев мягко прижать артерию к лучевой кости и провести оценку основных параметров.

Характеристики определяемого пульса:

  1. Синхронность на обеих руках (если показатели одинаковые, дальнейшее исследование проводят на одной руке);
  2. Частота (не менее чем за минуту из-за высокой вариабельности ритма). До двух лет ЧСС определяют только при аускультации сердца.
  3. Ритмичность. У здоровых детей раннего возраста наблюдают физиологическую аритмию, связанную с дыханием (при его задержке ритм восстанавливается).
  4. Напряжение, наполненность. Эти показатели указывают на изменения артериального давления, клапанного аппарата сердца, силы его сокращений, объема циркулирующей крови.

Важно при исследовании пульса параллельно измерить ЧСС аускультацией (по сердцу).

Для недоношенных детей вследствие очень сильной симпатикотонии характерна высокая лабильность пульса (от 120 до 200 уд./мин.). Сердцу требуется более длительная адаптация, во время которой:

  • улучшается сократительная способность миокарда;
  • снижаются энергетические затраты;
  • повышается уровень артериального давления;
  • закрываются пути эмбрионального кровотока (артериальный проток и овальное окно);
  • снижается сопротивляемость кровотока в периферических сосудах.

Таблица норм по возрастам

Таблица норм пульса у детей от 0 до 18 лет:

Возраст Минимальный ЧСС Максимальный Среднее значение
0-2 месяца120180140-160
3-5 месяцев115170135
6-12 месяцев105170125
1-2 года90160120
2-3 года85150115
3-4 года80130100
4-5 лет8012095
5-6 лет7511590
6-7 лет7011590
7-8 лет7011585
8-9 лет6511585
9-10 лет6511080
10-11 лет6011080
11-12 лет6011080
12-13 лет6010580
13-14 лет6010580
14-15 лет6010080
15-16 лет6010075
16-18 лет559570

Доктор, лечащий детей, на рабочем столе имеет перцентильную таблицу норм пульса по возрастам и при необходимости сверяет показания с полученными во время осмотра.

Для нарушения сердечного ритма в детском возрасте характерны:

  • превалирование функциональных аритмий (без органического повреждения миокарда);
  • связь нарушений ритма с врожденными пороками сердца;
  • нарушения образования импульса;
  • пароксизмальные приступы;
  • быстроразвивающиеся декомпенсация сердечной деятельности и недостаточность кровообращения.

0-5 лет

Первые месяцы после рождения ЧСС младенца такая же, как в утробе. Высокая частота пульса обусловлена преимущественно симпатической иннервацией сердца.

Для годовалого ребенка характерна синусовая аритмия (ускорение пульса на вдохе и замедление на выдохе). Это результат усиления тонуса блуждающего нерва и интенсивности кровоснабжения миокарда в определенные фазы дыхания.

В связи с высокой частотой сердечных сокращений для новорожденных и детей раннего возраста характерно укорочение рабочего цикла (всех изменений в миокарде на протяжении одной систолы и диастолы).

У малышей он уменьшается за счет фазы расслабления желудочков. Вследствие этого полости не успевают наполняться большим количеством крови.

Поэтому за счет тахикардии организм новорожденного обеспечивается в полной мере кислородом и питательными веществами.

В раннем детском возрасте наиболее распространены:

  1. Суправентрикулярная гетеротопная тахикардия. Это предсердный ритм высокой частоты, возникающий из-за аномального возбуждения миокарда. У 30-50% детей к 1,5 годам наступает спонтанное выздоровление, обусловленное дозреванием структур проводящей системы сердца.
  2. Идиовентрикулярный ритм. Наблюдают у детей с врожденными пороками сердца и повреждением миокарда.
  3. Мерцание предсердий.
  4. Атриовентрикулярные блокады II-III степени.
  5. Желудочковые аритмии.

5-10 лет

В этом возрасте сердце продолжает интенсивно набирать массу, увеличивается вместимость желудочков, что обеспечивает большую фракцию выброса. Созревает регуляция ритма блуждающим нервом. Вследствие этого ЧСС постепенно замедляется при сохранении необходимого минутного объема крови. И норма пульса у ребенка 5 лет уже колеблется от 80 до 115 уд./мин.

Нарушения ритма чаще всего связаны с патологией автоматизма синоатриального узла, превалированием эктопических центров возбуждения, неполными блокадами проводимости.

У детей этого возраста распространены:

  1. Суправентрикулярная тахикардия (ближе к шести годам).
  2. Синдром слабости синусового узла.
  3. Непароксизмальные тахикардии.
  4. Атриовентрикулярные блокады I-II степени.
  5. Экстрасистолические аритмии.

10-18 лет

Со взрослением норма ЧСС у детей снижается. В подростковом периоде гормональная перестройка, обусловленная половым созреванием и ростовыми скачками, и дисбаланс между отделами вегетативной нервной системы становятся причиной функциональных нарушений ритма. Это транзиторные состояния, для которых характерно отсутствие органической патологии проводящих путей в сердце.

Основные расстройства пульса в этом возрасте:

  1. Синусовая тахи-, брадикардия.
  2. Пароксизмальная суправентрикулярная тахикардия.
  3. Экстрасистолия.
  4. Ускоренный эктопический ритм.
  5. Трепетание предсердий.

Когда обращаться за медицинской помощью – тревожные симптомы

Хоть большинство нарушений ритма в детском возрасте неопасны, существует риск внезапных пароксизмов с быстрым развитием сердечной недостаточности, которые создают реальную угрозу для жизни ребенка и требуют немедленного проведения комплекса неотложных мер.

Нарушения со стороны пульса говорят о различных заболеваниях:

  1. Врожденные пороки сердца.
  2. Миокардит.
  3. Кардиомиопатия.
  4. Артериальная гипертензия.
  5. Ревматизм.
  6. Вегетативные дисфункции.
  7. Интоксикации.
  8. Опухоли сердца.
  9. Внутричерепная гипертензия.
  10. Эндокринные заболевания (тиреотоксикоз, гипотиреоз).
  11. Анемия.
  12. Лихорадка.
  13. Генетические патологии.

Диапазон симптоматических проявления аритмий невероятно широк – от бессимптомных нарушений до клинической смерти.

Дети первых двух лет жизни не могут объяснить, что именно их беспокоит. Поэтому основные признаки нарушения ЧСС, которые подает младенец:

  • беспокойство, плач;
  • вялость, сонливость;
  • одышка, влажный кашель (в тяжелых случаях с пенистой мокротой);
  • потеря сознания;
  • побледнение кожи, иногда с цианотическим оттенком;
  • потливость;
  • учащенное мочеиспускание.

Если родитель положит руку на область сердца грудничку, то ощутит быструю, чересчур медленную и неравномерную пульсацию.

У детей постарше из симптомов присутствуют:

  • сердцебиение;
  • ощущение перебоев, замирания в работе сердца;
  • одышка;
  • нарушение сознания;
  • страх, испуг, депрессивные состояния;
  • повышенная утомляемость;
  • головные боли, вертиго;
  • кардиалгии.

Нормы пульса у каждого ребенка – относительны. Для этого возраста характерны функциональные отклонения от заданных. Синусовая брадикардия (урежение ЧСС на 15% сравнительно с нормой) развивается у здоровых детей при конституциональной ваготонии или спортсменов.

Часто нарушения ритма на обычном приеме у педиатра не выявляют. Поэтому для определения адаптации сердечно-сосудистой системы к возрастным нормативам в школе или спортивных кружках доктор проводит специальные нагрузочные пробы.

Суть заключается в сравнении пульса в состоянии покоя и сразу после дозированной физической нагрузки (приседаний, наклонов, велотренажера), через одну и пять минут.

Полученные результаты подставляют в формулу: итоговый коэффициент соответствует группе занятий физкультурой.

Все дети со стойкой аритмией освобождены от занятий физкультурой и участия в спортивных состязаниях. Ребенку с эпизодическими нарушениями показана подготовительная группа на протяжении года, далее – основная.

Выводы

Часто родители обеспокоены быстрым сердцебиением у младенца, принимая это за патологию. Педиатр разъяснит, какой пульс должен быть у ребенка в зависимости от возраста, и вовремя заметит отклонения.

Для детей с аритмиями разработана программа диспансерного наблюдения и реабилитации для предупреждения пароксизмов, снижения тяжести приступов. Она предусматривает специальный режим дня и учебы, благоприятный психологический микроклимат в семье, рациональное питание, дозированные физические нагрузки.

Источник: https://cardiograf.com/diagnostika/norma/puls-u-rebenka.html

Доктор Дмитриев
Добавить комментарий